
Только потому, что человеческая логика не в силах совместить,
как кажется, несовместимое, мы решились разделить эти понятия.
Когда мы желаем приструнить человека в его слишком вольном поведении, то почему-то избираем именно эту мысль:
"Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо"? (Еккл. 12:14)
Почему бы не выбрать другую, например эту:
"Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир...". (Иоан.3:19)
Является ли вторая цитата более "слабой"? Нет. Но её, поистине, спасительный потенциал, скрыт под толстым слоем непонимания. На самом деле подход в выборе этих стихов, а вместе с тем и методов воспитания и даже спасения, напрямую связан с тем как мы сами воспринимаем Бога и каков истинный мотив нашего собственного послушания Ему.
За что мы будем судимы?
Для меня эта мысль всегда была из разряда "ускользающих истин". Мы мыслим "штампами" в вопросе суда (и не только) и всегда готовы привести множество цитат из Писания, где говорится именно о "делах", за которые нас будут судить. Но если задуматься, то у каждого из нас превеликое множество таких "дел" достойных осуждения. Притом, как до нашего обращения, так и после. И если мы будем судимы именно за это, то кто спасётся? Вот какое наше евангелие. При этом мы невольно упускаем из вида смысл Жертвы Христа и верные акценты настоящего Евангелия. Мы забываем или просто не понимаем, что же произошло на Голгофе?
А вот, что:
"... Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их...". (2Кор.5:19)
Как же произошло примирение? Мы знаем и помним о Его величайшей Жертве, без которой ничего бы не было. Но каков "механизм" примирения? Например, что делаем мы, чтобы примириться с обидчиком? Можно, конечно, ожидать, что сам человек решит попросить у нас прощения. Но так можно прождать всю вечность. И если мы действительно хотим решить проблему ещё при жизни, то сами же и проявляем инициативу. Мы сами, не дожидаясь просьбы, прощаем и уже "не вменяем", не осуждаем и не считаем его виноватым и ведём себя так, как будто он этого и не делал. Это редкая человеческая добродетель имеет Божественное происхождение.
Вот, что сделал Господь: Он "решил" не вменять нам наших же преступлений! |
Теперь читаем ещё раз апостола Иоанн:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир…". (Иоан.3:16-19)
В этих строках: "...не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир..." и " Суд же состоит в том, что свет пришел в мир..." присутствует кажущееся противоречие. Но всё разрешается этим утверждением: " но чтобы мир спасен был чрез Него". Тут прямо сказано, Его Суд - это спасение! Почему? Потому, что в мир пришёл Свет. Апостол Иоанн раскрывает настоящий смысл Суда Божьего. Он не ассоциирует его с приговором, но со спасением или, скорее, со спасительной инициативой и действиями Самого Бога. Настоящий Суд - это приход в наш мир Спасителя. Его подвиг раскрывает наши сердца, а Святой Дух освещает самые потаённые уголки нашей души. И тут наступает момент истины. Верующий человек откликается на этот "суд" прибегая ко Спасителю и принимая из Его рук спасение. Неверующий же – уже осуждён этим же "судом". Почему? Потому, что не уверовал, отвернулся, не дал Святому Духу возможности преобразить себя.
Итак. За что же мы будем судимы? За плохие поступки? Писание утверждает, что мы будем судимы за упорное отвержение Света, за угашение Святого Духа пытающегося показать нам нужду в Спасителе. Апостол прямо говорит: Суд начинается уже в этой жизни. А приговор, который последует в конце истории мира, полностью зависит от нашего отклика и веры на уже совершённые деяния Бога. Ну, а "дела"… лишь следствие этого.
Настоящее Евангелие.
Покрыл ли Господь Своей жертвой только те плохие дела, которые мы совершили до своего покаяния? Или, всё же и те, что мы ещё только совершим в будущем? Простирается ли Его прощение на все века или чем-либо ограничено? Раз мы можем получить прощение всегда, а это так, значит, Христова жертва покрывает ВСЁ. Что же это означает? А то, что теперь нам не нужно бояться проклятия закона и его осуждения за наши грехи - мы свободны от этого "давления" во Христе. Потому, что Он, Христос, принял на Себя это проклятие, сделавшись за нас "клятвою". Поэтому:
"… нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу…". (Рим.8:1)
Мы Его дети – дети Божьи. Он подарил нам Свою милость и благодать для возрастания. У нас тоже есть дети. И может быть, эта удивительная возможность иметь детей, тоже является частью Великого Плана Спасения. И всё для того, чтобы мы размышляя о воспитании и нашем отношении к возрастанию своих детей задумались и об отношении Самого Бога к нам. В нормальной семье ребенок, сделав плохое и осознав это, идёт к родителю, а не от него.Со слезами просит прощения, искренне хочет измениться и ищет утешения на нашей груди. И не только потому, что любит, но и потому, что видит рост ребёнка в перспективе. И если проявить настойчивость и любовь, то всё будет хорошо. Родитель уже сейчас "видит" своё чадо взрослым, мудрым и опытным. Вы испытывали подобное? Давайте испытаем это… и с Богом. Со всеми своими проблемами, ошибками и даже осознанными грехами - к Нему, к Отцу. Он знает, что делать. Он видит нас в перспективе. Его не стоит бояться – ведь Он наш Отец. Он стоит при дороге и ждёт пусть блудного, но сына. Это и есть настоящее Евангелие. И другого нет.
Мы все боимся суда.
"И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод". (Откр.14:6,7)
Мы, часто читая этот текст, представляем себе этапы: сначала милость (Евангелие, благодать), а потом "торжество справедливости" (Суд). Я встречал и такое выражение: "благодать это отсроченный суд". В таком случае, милость и справедливость являясь этапами во времени, никогда не встречаются. Всё вроде бы логично. Но ведь можно и по другому:
"Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются"… (Пс.84:11)
Милость (благодать) и истина (суд) могут встретиться и могут существовать одновременно. А это значит, что текст из книги Откровение четырнадцатой главы о летящем Ангеле с Вечным Евангелием и вестью о суде показывает, что Небесный Суд, на самом деле, является частью этого Евангелия. Там ведь так и сказано! Другими словами Небесный суд - это Благая весть. Надо ли его бояться? Разве, что сами верим и преподносим людям "иное евангелие": без любви и полное страха.
Мы подняли действительно важный вопрос: как совместить милость и справедливость Бога? Вопрос-то о самой сути Евангелия и мотиве нашего послушания. Как мы на него отвечаем? Обычно, как уже заметили ранее, мы говорим о милости, как времени благодати, и о справедливости, как о последующем суде. И что в итоге? Далеко ли заведёт нас такой мотив? Что пытается сказать нам апостол Иоанн, когда говорит, что в Любви нет и не должно быть страха?! А ведь мы все боимся суда…
Я уверен, что Милость и Справедливость Бога были соединены во Христе! Это самый недооцененный факт. Любая попытка объяснить эти понятия вне Христа, используя временные этапы милости и суда - это трагическая ошибка. Например, такие понятия, как Ветхий и Новый Заветы, также не являются этапами во времени, но состоянием человека по отношению к Богу. Многие искренние души и в глубокой древности пребывали в спасительных новозаветных отношениях с Богом, а кто-то и по сей день имеет ветхозаветную пелену на своих глазах тужась спасти себя сам. |
Для нас основной и привычный мотив послушания, это страх или, в "лучшем" случае, обязанность. И если это и есть пропуск на Небеса, то скажите, о чём мы будем размышлять всю вечность? О страхе, о послушании, о своих делах и заслугах? Учитывая весть, с которой первые христиане шли в мир завоёвывать души мы можем быть уверены, что предметом нашего размышления на протяжении всей вечности будет Жертва. Жертва Господа, на которую Он пошёл благодаря Своей Любви к нам. И мы будем размышлять об этой Любви! Тогда с какой же вестью мы должны идти в этот мир? Какое Евангелие имеет силу и авторитет Неба? Что может и должно стать настоящим мотивом нашего послушания?
Для христиан первых веков Евангелие означало избавление от неминуемой и заслуженной смерти, потому, что за них умер Заместитель. Вот почему Павел желал проповедовать только Христа и притом распятого. Именно в Нём апостол видел вселенское решение дилеммы милости и справедливости.
Милость заключалась в том, что мы прощены, а справедливость, что наказание всё же последовало. |
"… некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников". (Евр.10:27)
Но идти этим сложным и трудным путём мы не обязаны. Почему? Потому, что мы не сироты – у нас есть любящий Отец.
Дмитрий Долгожитель
.
Интересно, что отец в этой притче не стал выговаривать сыну его промахи. Почему?
Вероятно, потому, что он ещё раньше все простил. И только поэтому сын мог быть принят.
Так и наши промахи-грехи уже наш Отец тоже простил и поэтому мы приняты. Смелее...