«Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:12).
Наше отношение к Закону Божьему или закону человеческому влияет на наше отношение к окружающим и даже к Самому Богу. Замечали ли вы, что порой богатые и знаменитые ведут себя так, будто они превыше закона? Даже некоторые люди, участвующие в создании законов или следящие за их исполнением, могут изыскивать возможности составлять эти законы с учетом личной выгоды. А неуважение к законам общества может повлечь за собой неуважение к людям, поскольку законы регулируют наши отношения друг с другом.
В то же время люди, относящиеся к закону жестко, негибко, также могут иметь сложности в межличностных отношениях. На более глубоком уровне наш взгляд на закон зависит от степени нашего уважения к мудрости законодателей и честности их законов.
Урок этой недели начинается с краткого обзора закона. Затем мы поговорим о некой надменности и независимости; согласно предостережению Иакова, они являются грехом, нарушением Закона Божьего. Фактически в Послании Иакова нам представлен взгляд на грех несколько в ином ракурсе.
«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья» (Иак. 4:11). Почему осуждение окружающих равняется осуждению закона?
Начальная фраза в 11-м стихе буквально переводится как «говорить против» и может включать в себя несколько грехов, связанных с речью, таких как клевета, лжесвидетельство и злословие (см. Лев. 19:15–18). Хотя здесь Иаков говорит мягче, чем в 3-й главе, однако последствия словесных выпадов против брата или сестры кажутся более серьезными, поскольку эти выпады ставят под сомнение сам закон. Занимая место судьи, мы тем самым игнорируем свои слабости (см. Мф. 7:1–3) и сосредоточиваемся на грехах другого человека, как если бы сами стояли выше закона. Подобный подход также не дает возможности любить своего ближнего, как самого себя (Лев. 19:18). Таким образом, мы не соблюдаем закон.
В то же время, хотя нам и не следует судить других, мы должны научиться духовной проницательности.
На основании приведенных текстов определите сферы, в которых необходимо прибегнуть к духовной проницательности: Деян. 17:11; 1 Кор. 6:1–5; 2 Кор. 13:5; Флп. 1:9; 1 Ин. 4:1; Гал. 6:1.
Нам следует сравнивать то, чему учат и что проповедуют люди, со Словом Божьим. Мы также должны по возможности побуждать членов церкви урегулировать их разногласия друг с другом, не обращаясь в суд, где судьи могут или не могут руководствоваться Словом Божьим. Самое главное: мы должны исследовать себя, стремиться к здоровым взаимоотношениям, анализируя, возвышает ли, улучшает ли нас или наносит вред нашему христианскому опыту то, на чем мы останавливаемся.
Так легко критиковать и осуждать других, особенно когда они делают то, что нам не нравится. Как нам научиться понимать, не пересекли ли мы линию, разграничивающую духовное распознавание и осуждение других?
«Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:12). Что говорят следующие тексты об Иисусе как нашем Судье? Ис. 33:22; 11:1–5; Евр. 4:15, 16; Откр. 19:11–16.
Только тот, кто очень хорошо осведомлен о законе, имеет право судить, нарушен закон или нет. Юристы учатся много лет, прежде чем сдать экзамены, которые засвидетельствуют об их готовности приступить к законоведческой практике. Книжники во времена Иисуса (многие из них были фарисеями) тоже усердно изучали не только законы Моисея, но и традиции. Факт, что Иисус не соглашался со многими из этих традиций, привел к серьезному конфликту с духовными лидерами. Но Тот, Кто дал эти законы, обладал и обладает уникальной компетенцией объяснять их значение и решать, нарушены они или нет. Так что, когда Он снова придет, Его возмездие будет с Ним, «чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12). Более того, приняв нашу человеческую природу, живя безгрешной жизнью, умерев вместо нас и воскреснув, одержав победу над грехом и смертью, Иисус может спасти нас от греха.
«Весь суд Бог поручил Сыну, ибо бесспорно — Он есть Бог, явившийся во плоти. Бог определил, чтобы Вождь страдальцев, будучи в человеческой плоти, судил весь мир. Тот, Кто пришел с небесных дворов спасти человека от вечной смерти… Кто согласился предстать перед земным судилищем и перенес позорную смерть на кресте, — только Он может вынести приговор о награде или наказании» (Э. Уайт. Маранафа, с. 341). Как Законодатель и Спаситель Христос обладает уникальной компетенцией, чтобы быть нашим Судьей.
Мы получим либо награду, либо наказание. В чем ваша единственная надежда на награду?
Прочитайте Иак. 4:13. (Сравните с Лк. 12:13–21). Как нам сбалансировать благоразумное планирование будущего с необходимостью каждый день жить в ожидании скорого пришествия Христа? Как мы можем избежать искушения «построить большие житницы»?
Строить планы на год вперед или даже дальше может казаться весьма разумным. Обычно в бизнесе есть ближайшие и перспективные планы. Отдельные люди и семьи должны экономить на будущее, чтобы покрыть неожиданные расходы. С другой стороны, мы также верим, что Иисус скоро придет и все наше земное имущество будет уничтожено огнем (см. 2 Пет. 3:10–12).
Эти два подхода к жизни необязательно должны быть в конфликте друг с другом. Кто-то сказал: «Планируйтетак, будто Христос не придет еще много лет, но живите каждый день так, будто Он придет завтра». До известной степени это хорошо, хотя долгосрочное планирование может затруднить серьезное отношение к одному дню. Многие из слушателей Иисуса (и, несомненно, многие христиане сегодня) могли посчитать, что богатый человек, решивший построить большие житницы, был преуспевающим, потому что Бог его благословлял. Но Иисус раскрывает нам его мысли: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Одним словом, его главной заботой было собрать сокровища для себя.
Самое главное: вместо того, чтобы составлять слишком определенные планы, говорите: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак. 4:15). Это означает больше, чем простое добавление «D. v.» (Deo volente, лат. — Если будет на то Божья воля) в конце предложения о будущих планах. Это означает, что мы должны подчинить все наши планы Богу. Мы можем молиться: «Боже, я хочу знать Твою волю. Если эти планы не угодны Тебе, пожалуйста, покажи мне это». Тогда, если мы остаемся внимательными и готовыми исправить наши планы или даже вообще изменить их, Бог покажет нам, правильны ли они.
Еще раз прочитайте Иак. 4:13. Хотя может показаться, что упомянутые люди не сказали ничего предосудительного, существует явная проблема — не в том, что они хотят что-то сделать, а в их отношении к этому. Как мы можем стать настолько осторожными, чтобы даже на подсознательном уровне не проявлять подобного отношения?
Прочитайте Иак. 4:14. Какая важная мысль подчеркнута в тексте?
Жизнь непостоянна. Каждый вдох — это дар. В Иак. 4:14 используется очень редкое греческое слово атми́с, которое переводится как пар или туман. Как и еврейское слово хеве´ль (дыхание, пар, пустота, тщета), которое 38 раз встречается в книге Екклесиаст и часто переводится как суета, оно подчеркивает преходящую природу жизни. Кто не испытывал, особенно с возрастом, насколько быстро и мимолетно проходит жизнь? В глубоко преклонном возрасте известный евангелист Билли Грэм сказал: «Я не знал, что жизнь проходит так быстро».
Другими словами, смерть всегда неминуема. Нас всех от нее отделяет лишь удар сердца. Любой из нас в любой момент по самым разным причинам может через мгновенье умереть. Как же правильно говорит Иаков: «Вы, которые не знаете, что случится завтра» (4:14), включая и смерть.
«Нет нужды говорить здесь о краткости и неопределенности жизни. Однако существует ужасная опасность — опасность, недостаточно понимаемая: люди не спешат подчиниться умоляющему призыву Божьего Святого Духа и избирают жизнь во грехе» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 32).
Жизнь не только коротка сама по себе, она также может совсем не приносить удовлетворения.
Мы видим столько несправедливости, столько нечестности, столько всего бессмысленного в этой жизни. Неудивительно, что все жаждем дарованного нам в Иисусе обетования о вечной жизни. Без этого мы только пар, который исчезнет и навеки забудется.
Подведем итог: что в этом мире держит нас в своих тисках? Как мы можем всегда помнить, насколько все в нем преходяще?
Прочитайте Иак. 4:15–17 в контексте предшествующих стихов. Какую важную мысль подчеркивает апостол?
Здесь Иаков говорит о самонадеянности. Фактически он называет такую позицию надменностью и произносимые слова приравнивает к тщеславию, которое «есть зло». Поэтому для христианина чрезвычайно важно занимать правильную позицию.
Конечно, кто-то может легко разочароваться, но, в конце концов, кто ежедневно делает максимально возможное добро? Но вопрос не в этом. Даже жизнь Иисуса не представляла собой беспрерывный круг активности. Временами Он удалялся, чтобы помолиться или просто отдохнуть (Лк. 5:16; Мк. 6:31). Самое главное — во всех Своих делах Он искал воли Божьей (Ин. 5:30). Иисус даже сравнивал исполнение Божьей воли с принятием пищи: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34). Существует предел для количества пищи в один прием, аналогично есть предел и тому, сколько мы можем сделать. Поэтому Иисус говорит: «Один сеет, а другой жнет», но они «вместе радоваться будут» (стихи 36–38). Трудясь для Господа, мы будем побуждаемы сделать больше и будем молиться о большем желании стать максимально полезными.
Как молитва помогает нам умирать для своего «я» и сохранять готовность подчиняться воле Божьей? Какими бы ни были наши планы, как мы можем научиться подчинять их Господу?
Прочитайте о ценности времени в книге Э. Уайт «Наглядные уроки Христа», глава «Таланты» (с. 342–346), и поделитесь на уроке субботней школы своими впечатлениями.
«Пусть больше никто из вас не превозносится над истиной, заявляя, что этот дух [распознавания злых мотивов окружающих] является естественным результатом верного отношения к грешникам и защиты истины. У такой мудрости много поклонников, но она очень обманчива и вредна. Она не нисходит свыше, но является плодом невозрожденного сердца. Ее автором является сам сатана. Пусть ни один обвинитель других не приписывает себе способность распознавания, ибо, поступая так, он облекает характерные свойства сатаны в одежды праведности» (Комментарии Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 936, 937).
«Кто сам в чем-либо виновен, тот склонен подозревать в том же и других. Осуждая их, он старается скрыть и извинить порочность собственного сердца. Согрешив, люди познали зло, и как только наши прародители совершили первый грех, они сейчас же начали обвинять друг друга. Это и сегодня свойственно человеческой природе, не подчинившейся благодати Христа» (Э. Уайт. Нагорная проповедь, с. 126).
Вопросы для обсуждения:
1. Еще раз прочитайте приведенное выше второе высказывание Э. Уайт. Как мы можем защитить себя от подобного: от осуждения и обвинения окружающих в попытках почувствовать себя лучше и сгладить собственные недостатки?
2. Поразмышляйте над фактом быстротечности жизни. Что это должно сказать нам о наших приоритетах? Хотя специальная теория относительности говорит нам о том, что само время меняется в зависимости от скорости нашего движения в системе отсчета, бесспорно одно: независимо от того, насколько быстро или медленно идет время, любое ушедшее мгновенье исчезает навсегда. Как эта отрезвляющая мысль должна повлиять на наше отношение ко времени?
3. Как мы должны поступать с людьми, на чьи грехи нельзя закрыть глаза, и в то же время как нам не попасть в западню, о которой предупреждает нас Иаков?
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →