Еккл. 4:9–12; Флп. 4:11–13; 1 Кор. 7:25–34; Мф. 19:8; Быт. 37:34; Ис. 54:5.
Памятный стих:
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).
Несколько лет тому назад в выпуски новостей попала удивительная, но печальная история. Молодая женщина была найдена мертвой в своей квартире. Смерть сама по себе трагическое событие, но самое страшное в этой истории было то, что женщину обнаружили только через десять лет после ее смерти. Через десять лет! У многих людей это вызвало недоумение: как в таком большом городе, где так много людей и средств общения, женщина, которая не была бездомной, так долго пролежала мертвой и никто об этом не знал?
Несмотря на кажущуюся исключительность этой истории, она хорошо отражает реальность одиночества, от которого сегодня страдают многие люди. В 2016 году журнал «Нью-Йорк Таймс» опубликовал статью под названием «Выявлена эпидемия одиночества». Эта проблема более чем реальна.
С самого начала задумывалось, что люди не будут одиноки. Со времен Эдема нам предназначено жить в общении с другими людьми. Но с появлением греха все изменилось. На этой неделе мы рассмотрим недостаток общения в разные периоды нашей жизни, с которым, скорее всего, сталкивался каждый из нас.
Немногие из нас могут прожить в одиночку. Даже если мы любим уединение, рано или поздно мы испытываем острую потребность в общении. Мы созданы для общения и дружбы. Как счастливы те, у кого есть близкие родственники, готовые утешить и поддержать в трудную минуту!
К сожалению, в нашей церкви, на работе, в обществе есть люди, которым не к кому обратиться за помощью и просто не с кем поболтать в конце дня. Чувство одиночества может настигнуть в любое время. «Воскресенье — самый трудный день для меня! — признается неженатый мужчина. — Среди недели я окружен коллегами, в субботу — братьями и сестрами из церкви. А в воскресенье я совсем один!»
Какие принципы мы можем извлечь из следующих отрывков, особенно если переживаем период одиночества? См. Ин. 16:32, 33; Флп. 4:11–13.
Как христиане мы не только знаем, что есть Бог, но мы также знаем, что можем иметь с Ним общение. И мы действительно можем найти утешение, зная, что Бог всегда рядом. Но близость Бога к Адаму в Эдеме не помешала Господу сказать: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Таким образом, Бог знал, что Адам, живя в не оскверненном грехом мире и общаясь с Самим Богом, по-прежнему нуждается в человеческом общении. Насколько же сильнее нуждаются в общении все остальные люди!
Было бы ошибочно считать, что человек не может быть одинок в окружении большого числа людей. Некоторые из самых одиноких людей живут в больших городах, где часто взаимодействуют с другими. Если человека окружают другие люди, это не значит, что он не может чувствовать себя одиноким, отчужденным и нуждаться в общении.
Не всегда легко заметить человека, который чувствует себя одиноким, отверженным или просто нуждается в собеседнике. Как вы можете проявить деятельное участие в жизни таких людей?
Каковы, по словам Павла, веские причины оставаться холостым? См. 1 Кор. 7:25–34.
Большинство людей думают, что создать семью — это то, чего хочет от них Бог. Разве Он не сказал: «Не хорошо быть человеку одному?» И все же в Библии много персонажей, которые не были женаты, включая наш величайший Пример во всем — Иисуса Христа.
Иеремии было велено не жениться (см. Иер. 16:1–3) в силу исторических обстоятельств. Мы не знаем, было ли это ограничение когда-либо снято, но очевидно, что Иеремия был великим пророком, хотя и не был женат.
Кроме того, семейное положение Иезекииля, похоже, не имело большого значения. Когда жена пророка внезапно умерла, ему не было разрешено ее оплакать, поскольку он должен был продолжить порученное Господом служение (см. Иез. 24:15–18). Пророк Осия пережил расторжение брака, но смог продолжить служение. Эта история может показаться странной — Бог повелел Осии взять в жены блудницу, которая, как знал Бог, оставит Осию ради других мужчин (см. Ос. 1–3). Оглядываясь назад, мы понимаем, что таким образом Бог показал, что Его любовь к Израилю и к нам часто бывает неразделенной, но для самого Осии это был болезненный опыт.
В каждом из этих примеров семейное положение не было камнем преткновения. Богу нужны были честность, послушание и способность передавать волю Божью. Нам нужно удостовериться, что наша жизнь не определяется одним лишь семейным положением. Сегодня многие могут сказать, что, если мы не создали семью, мы не состоялись как личности. Павел бы ответил: «Не сообразуйтесь с веком сим». Вместо этого «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1, 2).
Какими практическими способами вы можете служить тем, кто не состоит в браке, будь то члены церкви или люди из мира?
Не считая смерти, одно из самых тяжелых событий, с которыми может столкнуться семья, — это развод. Люди, переживающие это ужасное событие, испытывают множество эмоций. Вероятно, первой из них является скорбь, которая в зависимости от характера человека может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет с разной интенсивностью. Некоторые могут испытывать страх перед неизвестностью и боязнь материальной несостоятельности. Некоторые люди могут столкнуться с депрессией, гневом и одиночеством.
Какие общие принципы, касающиеся развода, можно извлечь из следующих стихов? См. Мал. 2:16; Мф. 5:31, 32; 19:8; 1 Кор. 7:11–13.
«Будучи искупительным Телом Христовым, церковь обязана служить своим членам во всех их нуждах, способствуя становлению каждого зрелым христианином. Это особенно справедливо в тех случаях, когда членам церкви предстоит принятие решений, определяющих их судьбу на всю жизнь, таких как вступление в брак, а также если им предстоят такие мучительные переживания, как развод. Если брак находится под угрозой, супругам, их родным и церковным служителям следует предпринять все возможные усилия, чтобы добиться примирения в соответствии с установленными Богом принципами восстановления нарушенных родственных отношений (см. Ос. 3:1–3; 1 Кор. 7:10, 11; 13:4–7; Гал. 6:1).
Местная община и другие церковные организации располагают средствами, которые позволяют помочь своим членам создать сплоченную христианскую семью. Эти средства включают: (1) программы информационного характера для лиц, собирающихся заключить брак; (2) наставления для супружеских пар по семейной жизни; (3) программы поддержки распавшихся семей и разведенных» (Церковное руководство Церкви адвентистов седьмого дня. Заокский: Источник жизни, 2016, с. 208, 209).
Какие существуют способы практической и беспристрастной помощи человеку, проходящему через развод?
Мы знаем, что все отношения, в том числе и супружеские, рано или поздно заканчиваются с приходом нашего величайшего врага — смерти. Несмотря на любовь, единство, доверие и совместно проведенное время, мы знаем, что рано или поздно придет смерть и наши отношения прекратятся. Такова наша судьба с момента грехопадения и до возвращения Иисуса.
Библия не говорит нам, кто из первых людей умер первым — Адам или Ева, но для оставшегося жить супруга утрата была особенно тяжелой, тем более что смерть была противоестественным явлением. Если, как мы отметили в предыдущем уроке, один увядший листок заставил первых людей плакать, тяжело представить эмоции, пережитые из-за смерти супруга.
Проблема заключается в том, что мы настолько привыкли к смерти, что считаем ее само собой разумеющимся явлением. Но смерть всегда была противоестественна для человека. Мы изо всех сил пытаемся найти в ней хоть какой-то смысл, но тщетно.
Что говорят следующие тексты о смерти и о том, как люди борются с ней? См. Ис. 57:1; Откр. 21:4; 1 Фес. 4:17, 18; Мф. 5:4; 2 Цар. 18:33; Быт. 37:34.
Несомненно, мы сталкиваемся с реальностью не только собственной смерти, но и смерти других людей, наших близких и, возможно, нашего спутника жизни. Поэтому рано или поздно многие из нас будут переживать сезон одиночества, вызванный смертью близкого человека. Это тяжело и больно, но в такие моменты мы можем положиться на обетования Бога. В конце концов, что еще нам остается делать в этом мире греха, страданий и смерти?
Как ваша церковь может помочь людям, которые страдают от потери близких?
Как можно предположить, она столкнулась с протестом; особенно сильно протестовал ее муж, который вполне справедливо заявил: «Я не соглашался на это, когда мы поженились. Ты сейчас совершенно другой человек, а я хочу, чтобы ты была такой, как прежде».
Уже много лет Наталья изо всех сил старается жить верой. Хотя они замужем, но она переживает то, что можно назвать «духовным одиночеством».
Какие обнадеживающие слова написаны в следующих стихах для тех, кто чувствуют себя духовно одинокими? См. Ис. 54:5; Ос. 2:19, 20; Пс. 71:12.
По всему миру в нашей церкви есть такие Натальи. Женатые мужчины или замужние женщины посещают церковь в одиночку или только со своими детьми. Возможно, они создали семью с верующим человеком другой конфессии. Или, возможно, когда они присоединились к церкви, их супруг не сделал этого. Или в момент создания семьи оба были членами церкви, но по какой-то причине один из супругов отошел от веры и даже стал относиться к ней враждебно. Эти мужчины и женщины приходят на богослужение и церковные обеды в одиночку или также в одиночку занимаются миссионерской или общественной деятельностью церкви. Они опечалены, когда их супруг не разрешает им пожертвовать в церковь такую сумму, какую они хотели бы. Хотя у них есть семья, в духовном отношении они ощущают себя одинокими.
Вероятно, все мы в какой-то момент встречали таких людей в церкви, и они остро нуждаются в нашей любви и поддержке.
Какие практические шаги мы можем предпринять как одна семья во Христе, чтобы помочь духовно одиноким людям?
Общаясь таким образом с Богом, Енох все в большей и большей степени отражал Его образ. Лицо излучало святое сияние, напоминающее то сияние, которым сияло лицо Иисуса. Когда он возвращался к людям после своего общения с Богом, даже нечестивцы с трепетом замечали, что выражение его лица как бы несет на себе печать небес» (Э. Уайт. Служители Евангелия, с. 52).
Хотя история Еноха обнадеживает и может ободрить тех, кто предпочитает проводить время в уединении, многие сталкиваются с вынужденным одиночеством. Они не хотят быть одни. Безусловно, мы всегда можем наслаждаться общением с Господом, но иногда мы жаждем человеческого тепла и общения. Поэтому важно, чтобы мы как церковь были готовы поддержать тех, кто, сидя рядом с нами каждую субботу, переживает сезон одиночества. Если вы сами переживаете подобное, найдите в церкви человека, готового выслушать ваши мысли и посочувствовать. Просто глядя на человека, не всегда можно догадаться, что он переживает. Большинство людей умело маскируют свои чувства.
Вопросы для обсуждения:
- Как ваша церковь может быть более восприимчивой к нуждам одиноких людей в своей среде?
- «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Флп. 4:11). Подумайте о словах Павла в широком контексте. Как мы можем применить их к себе? В то же время почему нужно быть очень осторожными, цитируя этот отрывок тому, кто действительно переживает горе?
- Поделитесь в классе своим опытом того, как вы пережили период одиночества. Что вам помогло? Что ранило? Как ваш опыт может помочь другим?