Притч. 5:3–14; Мф. 19:5; 1 Кор. 7:3, 4; Притч. 13:22; 14:26; 17:22; 23:13; 31:10–31.
Памятный стих:
«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3:5, 6).
На каком бы жизненном этапе мы ни находились сейчас, все мы в свое время родились от матери и отца, как бы ни сложились наши отношения с ними после нашего рождения. Некоторые люди не имеют своей собственной семьи, кроме той, в которой они выросли, и довольствуются обществом родных братьев, сестер и других родственников.
Какой бы ни была наша ситуация, на каком бы жизненном этапе мы ни находились, книга Притчей содержит множество наставлений, стихов, тем и мудрых изречений для нас. В ней говорится и о семейных отношениях. Книга Притчей — это, по сути, семейный документ, в котором родитель делится со своим ребенком секретом благочестивой жизни. Подобно письму родителя своему ребенку, который уехал на учебу, стал жить отдельно или устроился на работу в другом городе, книга Притчей содержит отцовское наставление сыну: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Притч. 1:8). Книга Второзаконие призывает родителей наставлять следующее поколение. Именно эту функцию выполняет книга Притчей. В словах земного отца мы слышим голос Небесного Отца, призывающий нас учиться.
Благочестивый человек сберегает (если не женился) и хранит (если женился) свои глубокие привязанности и интимную близость для брака. Книга Притчей обращается к мужчинам, но та же идея применительно к женщинам выражена в книге Песни Песней (см. Песн. 4:12–15). Привлекательность незаконной любви следует сопоставить с ужасающими последствиями этого греха. В случайных сексуальных связях нет места посвященности, и поэтому подлинная близость в них невозможна. Растрачиваются материальные, физические и эмоциональные ресурсы. Самое главное — каждый несет ответственность за свой выбор перед Богом.
Сексуальная близость, один из величайших даров Бога человечеству, является исключительной привилегией брака (см. Мф. 19:5; 1 Кор. 7:3, 4; Евр. 13:4). В притчах образ живительного и изобилующего водой источника символизирует удовольствие и удовлетворение любящей супружеской пары. В случае неверности, напротив, человек пожинает горькие последствия. Выражение «жена юности твоей» (Притч. 5:18) показывает, что, даже старея, супруги все так же посвящены друг другу. Любовь мужа к жене по-прежнему кружит ему голову (см. Притч. 5:19; ИПБ).
Сексуальные инстинкты человека, находящегося в падшем состоянии, могут далеко увести его от Божественного предназначения сексуальности. Однако Бог также дал человеку способность рассуждать и выбирать. Соблазны, если их постоянно не преодолевать, могут захватить человека. Твердая приверженность Божественному замыслу относительно сексуальности в браке способна предотвратить незаконные сексуальные отношения. Следование Божьей воле в данном вопросе не только благоразумно, но и приносит обильные благословения.
Узнав, что кто-то борется с сексуальными соблазнами, грозящими разрушить брак, какой совет вы бы дали этому человеку?
Притч. 13:22; 27:23, 24
Притч. 14:26
Притч. 15:1, 18; 16:32
Притч. 15:27
Притч. 29:17
Личность отца оказывает непосредственное влияние на его детей и на то наследие, которое он передает им. Дети смотрят на своего отца, ища поддержки, близких отношений, водительства и примера для подражания. Книга Притчей восхваляет тех отцов, которые содержат свою семью и мудро распоряжаются семейными ресурсами. Однако «корыстолюбивый расстроит дом свой» (Притч. 15:27), поэтому отец должен помнить о том, что семья важнее работы. Благочестивый родитель старается быть терпеливым и контролировать свои эмоции. Он понимает, что его дети зависят от него. Он воспитывает своих детей, но старается не злоупотреблять своим авторитетом. Самое главное — посвященный отец хочет следовать за Богом, чтобы им руководили Божья любовь и учение Его Слова и он мог направлять своих детей на правильный путь.
В конце концов, самое большое, что отец может сделать для своих детей, — это любить их мать. Его верность и постоянная привязанность к ней, как и отсутствие таковых, оказывает значительное влияние на благополучие детей, даже когда они вырастают.
Основные темы книги Притчей — верность Богу, приверженность браку и семье, а также целостность в личной и общественной жизни. Наш успех зависит от состояния нашего сердца. Грех — будь то незаконная сексуальная связь, праздность, злоупотребление богатством или властью — может быть привлекательным, но мудрый муж и отец постоянно обращается к Богу за помощью, чтобы всегда делать правильный выбор.
Насколько моральные принципы, приведенные здесь, важны для любого человека, независимо от того, есть у него дети или нет? Как ваши поступки, хорошие или плохие, повлияли на других, особенно детей? Каким образом можно добиться большей осмотрительности?
Родители иногда применяют дисциплинарные меры в отношени своих детей, чтобы показать им неприемлемость того или иного поведения, наказывают за непослушание или даже выражают свое негодование. Но каков Божий замысел относительно дисциплины этих юных членов Его семьи? Книга Притчей говорит о дисциплине в контексте надежды на будущее (см. Притч. 19:18). Верующие родители знают, что дети имеют греховную природу. Поэтому только одна сила может помочь им — Сам Христос (см. Э. Уайт. Воспитание, с. 29). Задача христианского воспитания, включая дисциплину, состоит в том, чтобы привести детей к Богу.
Поддерживать хрупкий росток. Христианская дисциплина рассматривается не как наказание, не как проявление власти, а как искупительное исправление. План Бога состоит в том, чтобы любящие родители, зная пагубную силу греха, направляли своих детей к Христу. Заботливые родители наставляют своих детей доброжелательно и твердо, сдерживая и направляя их в ранние годы, подобно тому, как садовод ухаживает за посаженным деревом, до тех пор пока у них не выработается самоконтроль и молодые люди не станут доверять Богу и следовать Божественному плану спасения, роста и достижения зрелости.
Какая весть для родителей содержится в Притч. 13:24; 23:13, 14?
В некоторых стихах, касающихся воспитания детей, упоминается слово «розга» (евр. ше`вет). В христианской литературе по воспитанию детей отмечается, что использование родителями розги должно преследовать ту же цель, для которой небесный Пастырь использует жезл, — чтобы направлять свою паству (Пс. 22:4). Писание часто указывает на средства, необходимые для исправления наших детей. Следует терпеливо учить их, неизменно подавать им пример, общаться с ними и поддерживать доверительные отношения (см. Втор. 11:18, 19). Для ребенка жизненно необходимо ощущать, что родители любят его, только тогда дисциплина произведет желаемый эффект, выполняя одновременно исправительную и спасительную функции (см. Притч. 13:24).
Если дисциплинирование не приносит пользы, будучи излишне суровым или неверно истолкованным, как родители могут наладить отношения с детьми?
Ряд текстов показывает нам, как мы относимся друг к другу при тесном общении. Эти тексты легко и остроумно открывают суть, как, например, стих о невнимательном друге, который поет «песни печальному сердцу» (Притч. 25:20), или стих о человеке, который с раннего утра будит спящих громкими хвалениями (см. Притч. 27:14). Жены, которые читают тексты о сварливых женщинах, возможно, захотят добавить также пару высказываний и о мужчинах! Они могут возразить, что подобные высказывания о женщинах лишь усугубляют проблему, тогда как мужья, которые разделяют ответственность за домашнюю обстановку, в равной степени способны на споры и скандалы.
Радостное сердце помогает. Чувство юмора в семейной жизни — это хорошо. Юмор смазывает механизм жизни, помогая уменьшить стрессы и беспокойства. «Радость на сердце — лучшее лекарство, а отчаяние иссушает тело» (Притч. 17:22; ИПБ). Книга Притчей применяет это лекарство и порой позволяет нам посмеяться над тем, что нас раздражает или лишает покоя. Если мы улыбнемся, нам, возможно, будет легче говорить о тех привычках или поведении, которые нас раздражают. С другой стороны, юмор неуместен, когда мы пытаемся с его помощью уйти от проблем, требующих серьезного внимания.
Повышенная температура может быть симптомом хронической инфекции. Ссоры, ворчание и упреки могут свидетельствовать о том, что у одного или нескольких членов семьи присутствует подавляемый гнев, который, возможно, связан с проблемами в отношениях. Жалующийся человек пытается компенсировать давление, контроль и нежелание своего партнера общаться. Если инфекция будет устранена, симптомы исчезнут. В семьях, вместо того чтобы избегать проблем или друг друга, супруги, утверждаясь на своей любви к Господу и преданности друг другу, делятся своими потребностями и чувствами, находят причину своего гнева и устраняют ее.
Почему для семьи так важен смех? Как можно использовать его во благо и как можно извратить его и использовать во зло? Поделитесь своими ответами в классе.
Описанная поэтическим языком женщина особенная, как и сама поэзия. Каждый стих, от Притч. 31:10 и далее, начинается с одной из 22 букв еврейского алфавита. Подобная дань уважения достойной жене говорит о том, что даже всего еврейского алфавита едва хватило, чтобы воздать ей подобающую хвалу!
Книга Притчей говорит о важности правильного выбора супруги, и эти слова перекликаются с изречением раввина: «Дом человека — его жена». «Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его» (Притч. 12:4). Здесь, в последней главе книги Притчей, в идеальный образ вписываются разнообразные навыки: производство одежды, покупка недвижимости, сельское хозяйство, уход за домом и управление финансами. Кроме всего прочего, хорошая жена усердно заботится о своей семье, где ее любят и восхваляют.
Не ожидается, что каждая женщина будет иметь все эти многочисленные таланты, и их наличие не является критерием, согласно которому мужья должны оценивать своих жен. Скорее, описывая эти способности и качества, книга Притчей отмечает те из них, что являются самыми важными и универсальными как для женщин, так и для мужчин: надежность, сострадание, обязательность, верность, доброта и трудолюбие. Секрет такой жизни, согласно Притч. 31:30, заключается в том, что человек «боится Господа».
В Притч. 31:10 слово «добродетельная» означает «сильная», «деятельная» или «процветающая». Оно имеет общий корень со словом «богатство» в Пс. 61:11. Вооз благодарит Руфь, называя ее «добродетельной» (Руф. 3:11). В Притч. 31:10 обыгрывается понятие «богатства». Истинное богатство заключается в благородном характере, целостности и страхе Господнем. Ценность этих качеств значительно превышает ценность драгоценных камней.
Знаете ли вы таких добродетельных женщин, которые оказали влияние на вашу жизнь? Как бы вы расширили список личных качеств, добродетелей и навыков благочестивых женщин?
Вопросы для обсуждения:
- Многие христиане находят полезными группы поддержки, стремясь «хранить свои сердца» от искушения. Каким образом подобные группы способствуют молитве, изучению Библии и упованию на Святого Духа? Почему имеет смысл обратиться за профессиональной помощью, когда человек не может противостоять соблазнам, ведущим к греху?
- Поделитесь своими ответами на последний вопрос в уроке за среду и обсудите их. Каким образом смех и юмор, подобно другим дарам Божьим, могут в извращенном виде причинить вред?
- В отличие от Притч. 31 какие качества восхваляет в женщине современная культура? Как каждый из нас может показать, что не разделяет подобное оскорбительное отношение?
- Какие взгляды на семейную жизнь, принятые в вашей культуре, противоречат библейским принципам семейной жизни? Какие культурные установки, напротив, созвучны библейским принципам? Как их можно использовать для укрепления наших семей?